Вы здесь

Появятся ли заводы без рабочих?

Идея полностью автоматизированного промышленного предприятия как высшего достижения технической мысли уже давно завораживает умы инженеров и футурологов (правда, по совершенно разным причинам). Среди современных автоматизированных предприятий широко известен станкостроительный завод в Ямадзаки (Япония). Он состоит из 18 гибких автоматизированных производственных центров, способных выполнять самые разнообразные операции по механической обработке и профилированию металла, а также из ряда других автоматизированных систем различного назначения. Передача обрабатываемых деталей и узлов от станка к станку выполняется автоматически под управлением компьютера. Вся работа предприятия, включая бухгалтерский учет, финансовую отчетность и управление производством, происходит автоматически. В приемной завода установлено информационное табло, на котором представлены текущие данные об объеме выпускаемой продукции; эти показания сменяются каждые 45 мин: за такое время в среднем собирается один станок типа «Мадзак». Предприятие действует в три смены: в первой занято семь человек, во второй — пять, а в третьей, ночной, работа идет вообще без участия людей.
Однако не следует думать, что промышленность развивается в направлении создания полностью автоматизированных предприятий без обслуживающего персонала: некоторое количество людей потребуется — по крайней мере в ближайшее время — для выполнения неквалифицированной работы: погрузки, разгрузки деталей и материалов, уборки помещений, ухода за оборудованием. Сохранится и определенное количество персонала средней квалификации, которому придется заниматься, например, заменой инструментальной оснастки там, где автоматизация этих операций оказывается слишком трудной. Заводам будущего необходимы также специалисты очень высокого профессионального уровня: плановики, занимающиеся вопросами программирования работы предприятия в целом, операторы ЭВМ, управляющие производством, и инженеры, контролирующие работу производственных участков.
Необходимо подчеркнуть, что массовое внедрение гибких производственных систем (ГПС) — это дело довольно далекого будущего. Пока в мире насчитывается лишь около 100 ГПС, и предприятия, на которых они установлены, никак нельзя назвать абсолютно «гибкими». Конечно, изменяя программы управляющих компьютеров, можно варьировать номенклатуру выпускаемой продукции, однако лишь в пределах одного и того же класса изделий. Существует огромное различие между высокоавтоматизированным промышленным предприятием, обслуживаемым группой диспетчеров и наладчиков, и заводом с «безлюдными» цехами. По всей видимости, в обозримом будущем заводы будут представлять собой нечто среднее между названными двумя крайностями, хотя и это существенно изменит характер работы и занятости сотрудников предприятия. Самое важное состоит в том, что доля затрат труда в производственном процессе радикально снизится.
Не следует забывать, что роботы — это лишь часть автоматизированной производственной системы; они функционируют в сочетании с другими станками и машинами, которые в свою очередь включены в тракт информационного обмена между технологическими процессами на предприятии.
Внедрение промышленных роботов в производство вызвало у общественности Запада серьезную озабоченность в связи с возможным сокращением занятости. Исследования по этому вопросу, проведенные в Университете Карнеги — Меллона, дали весьма печальные результаты. Согласно данным, опубликованным в сентябре 1982 г. в журнале US News and World Report, «...к 2000 г. роботы вытеснят из производства 3 млн. рабочих, а к 2025 г. будут, по существу, справляться со всеми производственными задачами».

Привлекательность эпохи информационной техники весьма обманчива, ибо существует опасность, что дальнейшее развитие в этом направлении может усилить социальные контрасты в обществе, основанном на неравенстве.

По мере повышения уровня автоматизации промышленных предприятий все больше рабочих вместо непосредственно производительного труда будут заниматься лишь контролем за работой оборудования. Примером технологической системы управления с высокой степенью интеграции может послужить комплекс «Мастер» шведской фирмы ASEA. На рисунке воспроизведены копии типичных изображений, возникающих на экране дисплея «Тесселейтор», входящего в состав комплекса. [Надписи на рисунке означают следующее: 1 — процесс склеивания; 2 — индикатор расхода; 3 — приближение к нижнему пределу; 4 — клапан нагнетателя; 5 — электропневматический усилитель; 6 — нагнетатель; 7 — входной клапан подачи клея; 8 — выходной Клапан подачи клея; 9 — насос для перекачки клея; 10— клапан распылительного поршня; 11 — программа; 12 — управление роботом; 13 — «Тесселейтор»; 14 — отображение информации; 15 — состояние процесса; 16 — воспроизведение и обновление показателей; 17 — оставшийся запас топлива слишком мал; 18 — тепловая энергия; 19 — электрическая энергия; 20 — пар; 21 — трубопровод отработанной воды; 22 — горячая вода, поступающая в теплоцентраль; 23 — предохранительные клапаны; 24 — выбрасываемые пары, Г=132°С; 25 — топливо, 2000 м3.]