Вы здесь

Что такое «тейлоризм»?

«Тейлоризм» — это система капиталистической организации производства, предложенная американским инженером Ф. У. Тейлором. Эта система, целью которой является получение прибыли путем максимального повышения интенсивности труда рабочих, покоится на следующих трех принципах:
1. Большая степень разделения труда. Производственные процессы необходимо систематически анализировать и расчленять на отдельные элементы, так чтобы задание, выполняемое каждым рабочим, значительно упрощалось и по возможности сводилось к одной простейшей операции. Более узкая специализация будет способствовать повышению эффективности производства, а снижение квалификации рабочих вследствие упрощения выполняемых ими операций позволит нанимать более дешевую, неквалифицированную рабочую силу. Большая степень разделения труда в свою очередь избавит цеховую администрацию от решения таких задач, как планирование, организация работ и наем персонала.
2. Полный административный контроль над производственными участками. Впервые в истории промышленности предполагалось организовать такой контроль. На руководителей должна быть возложена ответственность за координацию производственного процесса, который вследствие повышения степени разделения труда разбивался на элементные технологические операции.
3. Учет затрат. Чтобы обеспечить администраторов информацией, необходимой для управления производством, требуется ввести учет временных затрат, основанный на систематическом анализе данных хронометража производственных операций.
Тейлоризм (или, как его называли, система научного управления) предлагал произвести в промышленности одновременно два крупных преобразования: 1) отказаться от квалифицированного ручного труда и добиться организационной независимости низшего производственного уровня от труда рабочих; 2) создать административный аппарат для управления предприятием, функции которого отличны от роли владельца предприятия.
В настоящее время некоторые виды работ, например окраску распылением, многократную точечную сварку и т. д., выполняют промышленные роботы. Все эти операции, как правило, относятся к классу работ, которые считаются грязными, опасными и однообразными. Однако закономерен вопрос: почему именно так были задуманы эти операции, которые первоначально выполнялись все-таки не роботами, а человеком? Такая организация труда явилась результатом длительного процесса разделения и упрощения первоначальных производственных заданий. С самого начала внедрения робототехники удалось автоматизировать именно такие операции, полностью исключив участие в них человека. Очевидно, можно лишь приветствовать тот факт, что роботы взяли на себя выполнение подобных работ, тем не менее многие западные предприниматели по-прежнему хотят видеть в технике средство подавления человека, стремятся, где только возможно, исключить проявление его творческого начала и ограничить свободу действий. Однако мы не должны следовать по такому пути подчинения человека машине, разделяя рабочие задания на жестко фиксированные элементы и заставляя миллионы рабочих выполнять утомительные технологические процедуры. Следует найти такой способ организации производства, чтобы профессиональное мастерство человека не потеряло своей ценности, причем не обязательно в результате сохранения архаических форм труда, а благодаря развитию у человека-оператора новых навыков и приемов с учетом тех новых машин и систем, с которыми ему предстоит работать. Это, однако, можно сделать лишь в начале процесса внедрения новой техники, ибо в такой момент есть еще время для выбора наиболее разумного варианта.
Правильно построенная технология может либо значительно сократить объем организационных работ по ее внедрению, либо открывает различные варианты ее практического использования. Например, коллектив исследователей из Института науки и техники при Манчестерском университете, руководимый профессором Г. Розенброком, работает над созданием ГПС, которая позволит оператору с помощью ЭВМ выполнять весь комплекс операций по изготовлению той или иной спроектированной детали. Первую деталь заказанной партии оператор изготовит на станке с ЧПУ, взаимодействуя с ним через интерфейсы компьютера. Последовательность соответствующих ручных операций записывается в память ЭВМ, после чего при изготовлении остальных деталей партии она повторяется автоматически. Действия робота также будут программироваться оператором.
По имеющимся данным, названная система обладает такими достоинствами, как простота программирования робота (это обусловлено тем, что операторы могут непосредственно наблюдать пространственное изображение процесса), а также отсутствие необходимости в отдельной процедуре проверки программ, поскольку изготовление первой же детали партии обеспечивает автоматический контроль правильности составленной программы. Система отличается повышенной гибкостью, так как при возникновении любых трудностей ей приходит на помощь мастерство оператора. Подобная гибкость, несомненно, дает экономический выигрыш: благодаря ей система может производить более разнообразную продукцию (в частности, сконструированную с учетом нужд различных потребителей) и быстрее (по сравнению с нынешними предприятиями) переходить с одного вида изделий на другой.
Приведенный пример может служить свидетельством того, что при правильном подходе внедрение новой техники и технологии в производство не исключает возможности использования квалифицированного труда. Нет принципиальных причин, которые вынуждали бы разработчиков создавать производственное оборудование и вычислительные системы, непременно приводящие к снижению (до примитивного уровня) квалификации рабочих, обслуживающих оборудование.