Вы здесь

Что такое интеллект?

Специалисты, работающие в области ИИ, столкнулись с серьезной проблемой: им потребовалось установить, какого рода программы могут превратить компьютер в разумную машину. Прежде всего возникает вопрос: что следует понимать под словом «интеллект»? Обычный ответ — интеллект — это то, что демонстрируют люди, поступая разумно, — выглядит весьма неоднозначным. Сложность заключается еще и в том, что наши собственные представления об интеллекте чрезвычайно туманны. Одни, например, утверждают, что интеллект — это некая общая, наследуемая «способность», которой различные люди наделены в разной степени и которую можно оценивать с помощью тестов, позволяющих определять коэффициент умственного развития. Другие, не соглашаясь с таким определением, настаивают, что интеллект развививается (или приобретается) в процессе накопления опыта и что это понятие охватывает целый ряд различных свойств и способностей, мало связанных между собой.
Интеллект, несомненно, включает в себя процесс мышления. Вместе с тем одни виды мышления, по всей видимости, требуют более высокого уровня интеллекта, нежели другие. Если, например, считать вершиной проявления интеллекта способность запоминать большие объемы информации или выполнять сложные и длительные вычисления, то следовало бы признать, что компьютеры значительно умнее людей, поскольку они, безусловно, превосходят нас в этом, причем их программирование при выполнении таких задач не требует каких-либо новых методов, связанных с ИИ. Именно этот вид «неинтеллектуального мышления» характерен для современного поколения промышленных роботов. Они в состоянии запоминать длинные последовательности движений и выполнять вычисления, необходимые для проверки правильности их повторения, однако абсолютно не способны реагировать на непредвиденные ситуации или принимать решения, даже тривиальные, касающиеся выбора наилучшего пути достижения цели. Чтобы вести себя разумно, они, по-видимому, должны обладать двумя качествами: возможностью восприятия и осознания окружающей обстановки и определенной способностью (в рамках так называемого здравого смысла) реагировать на события и принимать решения.
Обеспечение роботов средствами восприятия действительности, в первую очередь машинным зрением (о котором речь шла в главе «Робот и его окружение»), — одно из основных направлений исследования в области ИИ. В настоящей главе мы сосредоточим внимание на разработках, цель которых — наделить роботы «здравым смыслом» или даже более утонченным видом интеллекта, необходимым для оптимального использования имеющихся у роботов средств восприятия. Эти разработки ведутся в основном в трех направлениях: игры, решение задач и использование естественного (т. е. разговорного) языка, а также экспертные системы — сравнительно новая область, связанная с составлением программ специализированного типа.

Интегральная схема и нервная клетка человека, сфотографированные с огромным увеличением. Могут ли эти внешне столь несхожие элементы быть равноценными носителями интеллекта?

Человекоподобный робот-бандит (его играет Юл Бриннер) из американского фантастического фильма «Западный мир» обнажает свои внутренние схемы.
По мнению специалистов, программы решения задач и тесно связанные с ними программы игр позволят роботам самостоятельно находить решения задач, представленных в общем виде. Тогда отпадет необходимость обучения робота рабочей процедуре в пошаговом режиме. Способность понимать естественный язык и пользоваться им для обмена информацией приобретет существенное значение, когда роботы будут наделены слухом (и, возможно, речью), поскольку это позволит им контактировать с людьми, не имеющими специальной подготовки по компьютерным языкам. И наконец, экспертные системы уже демонстрируют, что компьютеры могут обрести особую форму интеллекта — способность использовать знания и выносить суждения на основе накопленного опыта подобно тому, как это делает специалист-человек. Именно такое сочетание возможностей позволяет врачу ставить диагноз, а инженеру находить способ решения стоящей перед ним задачи.